Игра о причинах возникновения войн «Соседи»

Автор: Дарья Парафинюк

Продюсер: Максим Иванцов

Верстка и иллюстрации: Милена Катценберг

Аннотация
Интерактивное занятие о том, почему начинаются войны и другие конфликты между людьми. Занятие включает в себя ролевую игру «Соседи» и ее обсуждение.
Обратите внимание, что текст методички к этому занятию можно скачать по ссылке и в конце страницы
Ожидаемые результаты
Участники смогут назвать 5 причин конфликтов.
Для кого
Для любых участников от 13 лет.
Продолжительность
45 минут - 1 час 20 минут. Можно варьировать занятие, убрав из него некоторые этапы ролевой игры.
Количество
от 10 до 30 человек.
Материалы
Перед проведением занятия подготовьте следующие материалы:

  1. Карта, идеально — 1 карта на каждого участника.
  2. Географические ориентиры — 1 экземпляр.
  3. Ресурсы — 1 экземпляр.
  4. Летописи мудрости — 1 экземпляр.
  5. Вопросы для групп — 1 экземпляр. Если участников больше 17-ти, то необходимы 2 комплекта.
  6. Бумага, маркеры, два - три рулона бумажного скотча, конфеты (по желанию).
Идеи для продолжения занятия
После этого занятия советуем провести игру «Как решить конфликт с другом?».
Краткое описание упражнения
Группы участников ролевой игры попадают на необитаемый остров, который разделён на разные зоны. Все зоны имеют свои преимущества и недостатки, различные ресурсы и блага. Первоначальная цель игроков: иметь достаточное количество всех ресурсов, которые есть на острове, необходимое для выживания, а лучше — для комфортной жизни. В идеале команде нужно не просто выжить, а построить стабильное общество, которое сможет самостоятельно развиваться на острове.
Ход упражнения
1. Подготовьте пространство (остров), которое будет визуально соответствовать карте (Приложение 1):

  • Посередине пространства соорудите гору из столов и стульев.

  • Распечатайте (Приложение 3) и разместите изображения животных и ресурсы (древесину и алмазы) в зоны, в которых они должны находиться — древесину и диких животных в болото, домашних животных в долину, алмазы в пустыню.

  • Обозначьте реку — или бумажным скотчем, или с помощью стульев, или ещё как-нибудь.

  • Если есть конфеты, раскидайте их по долине.
  • Поместите в районе гор одну катушку бумажного скотча.

  • Вторую и третью катушку и несколько маркеров поместите в ходе начала игры (в идеале — вне пространства самой игры).

  • В соответствии с количеством команд подготовьте наборы Летописей мудрости (Приложение 4). Пронумеруйте с обратной стороны эти летописи, чтобы не запутаться, в какой последовательности их выдавать командам. Спрячьте их в карман или в другое место, в котором участники не достанут их сами.

2. Если есть возможность, не заводите участников сразу в подготовленное пространство, а проведите первый этап упражнения в другом помещении.

Объедините с помощью жребия участников в две или три группы (если участников меньше десяти человек, лучше объединить их в две группы, если больше — в три). Попросите участников собраться в своих группах.

Скажите участникам, что они оказались на необитаемом Острове, на котором кто-то жил раньше и оставил после себя «Летописи мудрости». Остров разделён на три зоны: Долину, Пустыню, Болото. Скажите, что каждая группа попала на Остров автономно от других команд. Как они там оказались — пусть придумают сами, как и то, где они были до этого. Дайте командам одну минуту, чтобы подумать. Пусть каждая команда расскажет другим командам, как она попала в свою зону.
Предложите командам по очереди говорить буквы алфавита, которые никто не занимал. Если представитель команды назвал букву «Б» — зона, в которую попала команда — Болото, если «Д» — Долина, «П» — пустыня. В начале игры две или три команды не могут оказаться в одной и той же зоне.

Выдайте участникам Карты островов (Приложение 1).

Попросите участников упражнения придумать себе игровое имя, понятно написать его на бумажном скотче и поместить этот скотч на себя. Попросите участников называть друг друга в соответствии со своим игровым именем.

Пригласите команды на Остров. Пусть каждая группа разместится в зоне, доставшейся ей при перечислении букв.

Основной этап
На этом этапе все инструкции командам передавайте исключительно посредством записок «Летописи мудрости». Как только команды вошли в помещение, дайте каждой из команд первую «Летопись мудрости», далее выдавайте инструкции по мере выполнения ими задания. В среднем разрыв между первой и второй, второй и третей «Летописями» — 5 минут, между третьей и четвертой летописями — 10 минут. Перед выдачей четвертой «Летописи» командам, скажите, что скоро зима и через 10 минут мы посмотрим, у кого какие шансы пережить зиму на Острове.
Варианты окончания игры
1
Участники вступили в конфликт, и самостоятельно справится с ним уже не могут, через 10 минут после чтения 4 летописи конфликт на Острове не остановлен.
2
Участники вступили в конфликт и сами его разрешили.
3
Участники обошлись без значимых конфликтов между группами.
После окончания игры предложите участникам эмоционально «выйти» из игры, оторвав с себя лист с игровым именем.
После предложите участникам сесть в круг в стороне от игрового пространства и проанализировать игру.
Рефлексия
Спросите у участников:


  • «Как вы думаете, сможете ли вы пережить зиму? Почему?»
  • «Как изменилась бы ваша жизнь на острове после наступления зимы?»
  • «Были ли конфликты в игре между участниками из разных групп? Были ли конфликтные ситуации (не было условной войны, но было внутреннее чувство возмущения или несправедливости от чужих действий)?»

Обсудите каждую ситуацию последовательно: что именно произошло — что произошло фактически, кто был сторонами конфликта, чего хотели стороны конфликта, как участники объясняют свою мотивацию, какие были причины конфликта, есть ли аналогии данной причины конфликтов конфликтам в реальном мире?

  • «В каких ситуациях была вероятность конфликта? Что помогало участникам справиться со сложными ситуациями?»

Объедините участников в три группы (если их больше 17-ти, то в шесть групп), каждой группе выдайте по одному вопросу для групп. Попросите участников каждой группы прочитать вопрос, и не повторяясь, произнести по одному рецепту, который им показался важным.
В заключении встречи предложите участникам дать совет миру, который поможет избежать войн в будущем
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website